Одной из первых была озвучена версия, что причиной этого явления стал сильный ветер и волны. Но это заявление не выдерживает никакой критики. Мост построен уже больше 2 лет, за это время были и ветра и волны. Более вероятно, что собственные колебания моста вступили в резонанс не только с ветровой нагрузкой, но и с проезжающим автотранспортом. Еще в прошлом веке в отрасли строительства было характерно стремление организовывать работу всех аппаратов и устройств в устойчивом статическом режиме. Порядок, равновесие, устойчивость всегда считались чуть ли не главными техническими достоинствами. Настоящий прорыв произошел, когда инженеры сумели преодолеть этот психологический барьер и стали закладывать в конструкции башен, высотных зданий, мостов элемент неопределенности – возможность совершать колебания. Любые объекты имеют свойство совершать колебания; если мост закреплен намертво, то он развалится под нагрузкой. У мостостроителей даже есть профессиональная шутка: «Если мост не качается, значит, он скоро развалится». А вот был ли вчерашний инцидент следствием конструкторской ошибки или допустимым фактором, ответит экспертиза. Ведь резонансные колебания ограничены строительными нормами. Резонансное раскачивание колебательной системы возникает при совпадении частоты вынужденных колебаний с частотой собственных колебаний. При этом амплитуда колебаний системы может возрастать до значительной величины, которая зависит от потерь в системе. В СНиП 2.05.03-84* «МОСТЫ И ТРУБЫ» п. 1.48* введены ограничения на период собственных колебаний пешеходных и городских мостов, который «не должен быть от 0,45 до 0,60 с». Это ограничение введено связи с тем, что именно с таким периодом мост может раскачиваться колонной марширующих людей. При этом в условиях резонанса, амплитуда колебаний моста может возрасти до опасных пределов.
|