Казалось бы, очевидная вещь. А если подумать? В чем смысл того, что человек отправляется за тысячи верст, чтобы поклониться, приложиться к святыне? Ведь самая большая из всех возможных святынь (а, в сущности, и единственная святыня из всех возможных), у каждого христианина в ближайшем храме - Кровь и Тело Христа. А все прочие святыни, не более чем "святыни" - нет чудотворных икон или мощей. Чудо всегда совершает только Господь, который везде един, что в Храме Гроба Господня, что в сельской церкви. Можно понять интерес исторический, культурологический. Даже банальное любопытство (и я там был, своими руками, губами прикасался) понять можно. Но как это соотносится с религиозным чувством? Нет ли тут явного свидетельства нашей падшей природы - не можем мы обойтись без "кумира", даже отрицая кумиров? Ведь даже чудотворение через конкретные предметы, например икону Владимирской Богоматери, не более чем свидетельство нашего маловерия, снисхождения Бога к нашей немощи, требующей древности, чужой намоленности, чужого свидетельства...
|