Я думаю, никто не будет спорить с тем, что сообразительность как свойство живых организмов, населяющих Землю, с течением времени увеличивается. Т.е. с развитием эволюции Землю заселяют все более и более сообразительные животные. Причем наступление идет широким фронтом. Отнюдь не только млекопитающие обнаруживают зачатки разума, но и птицы, и даже некоторые моллюски (осьминоги).Мы, конечно, в этом списке первые, но далеко не единственные. Есть, условно говоря, и участник забега 2, и участник забега 3. В связи с этим вопрос. Должны ли мы стимулировать развитие у них разума? (Понятно, что мы никому ничего не должны, я имею в виду надо ли это делать? Интересно ли это, правильно ли?)Широко известны опыты с высшими обезьянами про обучение их детенышей языку глухонемых. Интересно, что, по крайней мере, некоторые обезьяны, став взрослыми, небезуспешно пытались обучить этому языку своих детенышей. Также я читала об опытах с крысами, когда в геном крысы встаивали ген цветового зрения человека (в результате чего крыса начинала видеть и красные лучи, в то время как обычные, немутантные особи различают только голубой и зеленовато-желтый цвет, а красный видят черным). Иначе говоря, люди иногда из любопытства расширяют возможности братьев наших меньших. Так вот стоит ли это делать? Стимулировать развитие языка у шимпанзе, сообразительности у крыс, пальцев у дельфинов и так далее? Или наоборот - надо уничтожать возможных конкурентов?
|