На днях столкнулся с проблемой - как отъюстировать Шмидт-Кассегрен днем?Рекомендуемый в таких случаях метод - по бликам на изоляторах, хромированных элементах автомобиля, шарикоподшипниках и проч. освещенных солнцем деталях не прокатывал. Ну во-первых солнца большей частью не было (облака), во-вторых если бы оно и было это как правило провоцирует сильные воздушные потоки и тонкая юстировка становится невозможной из-за приземной турбулентности и неравномерного нагрева трубы самого телескопа.От безысходности я навелся на телевизионную антенну примерно в 150 метрах и принятся изучать переплетение ее металлической арматуры. Оказалось, что крест из ее проволочек (диаметр порядка 2-3 мм, я думаю) на светлом фоне неба дает отличный тест объект для юстировки. При использовании увеличения порядка 2D (для C9.25, который я пользовал, это было 400х) и небольшой расфокусировке крест тест-объекта расплывается в этакий план перекрестка. И в углах "перекрестка" образуются четыре несколько более темных пятна. Оказалось, что соотношение яркостей этих четырех пятен - отличный индикатор правильности центрировки оптики и направления ее исправления. См. рисунок.Если все четыре пятнышки равны по тону - центрировка идеальна и можно смело зачехлять трубу до ночи. Если же какое-то их этих пятнышек (одно или два смежных) темнее других, то требуется юстировочная коррекция. Она производится обычным образом - вкручиванием/выкручиванием того юстировочного винта на узле крепления вторичного зеркала, который смещает перекрестье в сторону противоположную более темным пятнам. Таким образом за несколько минут я сумел отъюстировать C9.25 и ночью по внефокалам Арктура убедился в исключительной точности метода.Думаю, в нашем урбанизированном окружении проволочный крест нетрудно найти почти с любого места, так что метод может оказаться полезен и другим.
|