Можно с уверенностью говорить о том, что идейным источником коммуникативных стратегий сетевого маркетинга стал бихевиоризм. Эта линейная механистическая парадигма современной психологии стремится объяснить любой поступок человека закономерной реакцией его нервной системы на внешние толчки-стимулы. Психические явления сводятся к рефлексам, а сознание описывается как цепь поведенческих реакций, вызванных соответствующими мозговыми процессами. Американский философ Б.Ф.Скиннер использовал методологию бихевиоризма для постройки новой научной модели идеального общества, точно скопировавшей его старые литературные образцы Утопию, Город Солнца, Океанию из 1984. В работе По ту сторону свободы и достоинства он отверг специфику ментальных феноменов, их качественное отличие от нейродинамических взаимодействий. Нет любви и ненависти, нравственности и безнравственности, свободы и рабства. Существуют только рефлексы, включающие поведение людей. Действительный, а не мнимый смысл отдельной человеческой жизни формируется в сфере трансперсональных социальных структур. Для достижения всеобщего благополучия эти структуры должны манипулировать людьми как собаками Павлова.
|