На своем мастер-классе Скотт Хендерсон предлагал следующее упражнение на развитие ладово-аппликатурного мышления при импровизации (далее позволю себе процитировать gipа): берете какой-нибудь джазовый стандарт и играете по одной струне ступени, соответствующие этой гармонии." Имеется ввиду на оборот С-A7-Dm7-G7 мы играем по одной ноте на аккорд, образуя восходящий звукоряд: c(1ступень)-c#(3)-d(1)-d#(b13); e(3)-f(b13)-f или g (3or11) - g(1) or g#(b9) и тд Вопрос к знающим людям, владеющим этой методикой. Когда вы играете ЭТО мыслите ли вы названиями нот (ага, сейчас звучит ля-мажор доминантовый, значит до я не могу взять ее нет в аккорде, а вот до-диез - запросто); или вы опираетесь на различные виды аппликатур, рассматривая играемую ноту просто как составляющую лада звучащего в этот момент аккорда (при этом у вас в сознании может не вербализироваться эта нота до-диез, а просто мыслиться как третья ступень ля-мажора. Или эти 2 варианта могут работать вместе, по очереди? Кстати, сам Хендерсон похожую идею применяет в своей импровизации на Giant Steps с альбома VTT 1
|