Вместе с усвоением знаний специалист усваивает и определенные образцы, нормы Мышления, применяемые при решении познавательных задач. Иначе говоря, он усваивает парадигмы века. Но ведь со временем парадигмы изживают себя. Поэтому, обогащая наш рассудок, знания вносят и предрассудок. Любое знание таит опасность оказаться препятствием на пути развития нового. Значит, если научная традиция способна помешать рождению свежих идей, полезно отгородится от традиции. Ученый должен знать добытые другими результаты, но слишком упорные старания приносят эрудицию, а хорошая эрудиция толкает к тому, чтобы искать спасения в готовых рецептах. Издержки эрудиции особенно внушительны, когда исследователь, хорошо владеющий методами и законами физики, но не находит готового ответа на вопрос. В этом случае специалист просто объявляет, что задача неразрешима, и не пытается ее решать.
|