Дело здесь не в умственных способностях, а в особенностях души. Различие, если так можно выразиться, не количественное, а качественное. Нельзя сказать, что кабала предъявляет большие требования к способностям человека. Ведь и Талмуд каждый изучает в меру своих возможностей: один учит лишь текст Гмары, а другой — рассматривает его на разных уровнях, пользуясь разнообразными пояснениями, и прослеживает, как данная проблема разбирается различными законодателями разных времен. Помните, в нашей вступительной беседе мы говорили о том, что для изучения кабалы, помимо знания Танаха, Мишны, Талмуда — всего, что называют "открытой Торой", необходим особый настрой души. Нужна особая душевная склонность, помогающая адекватно воспринимать, а главное, чувствовать то, о чем говорится в кабале, чтобы воспринимаемое умом знание преобразовывалось в эмоции. При таком условии изучение "души Торы", как называют кабалу, может сильно воздействовать на человеческую душу, облагораживая её и поднимая на более высокий духовный уровень.
|