"Пороги слуховой чувствительности существенно зависят от характера нелинейности: при появлении низших(второй, третьей) гармоник пороги слуха для тональных сигналов составляют 0,1%, для фортепианной музыки12%, для эстрадной музыки до 7%. Чувствительность слуха зависит от порядка гармоник: заметностьгармонических искажений третьего порядка вдвое выше, чем искажений второго порядка, заметностьискажений от пятого порядка и выше в 610 раз выше, чем второго. Именно этим объясняется странноеявление, что в акустических системах, имеющих в основном нелинейные искажения изших порядков,пороговые значения составляют 12%, в то же время в транзисторных усилителях и цифровой аппаратуре,где возникают нелинейные искажения высоких порядков, уровни нелинейных искажений должны составлятьсотые и тысячные процента, чтобы они были незаметны для слуховой системы." (Основы психоакустики, автор Алдошина)Подумал, может кому-то интересно будет. Там много чего еще интересного и про слышимость изменения амплитуды, и про ГВЗ и т.п некоторые очень сильно недооценивают возможности слуха.
|