Что такое привычка – все хорошо знают.
(Толковый словарь. А.Даля) Привычка – все, что принято или усвоено человеком по опыту, на деле, по частому повторению; опыт, навык или наметка; или принятая, не природная потребность; или терпение, сносливость, приобретенная твердой волей, нуждой и пр.
(Словарь русского языка. С.Ожегова). Привычка – поведение, образ действий, склонность, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.
Мы не будем рассматривать плохие привычки, а будем говорить сегодня только о хороших.
Вот у многих есть привычка ходить по воскресениям в церковь.
А у некоторых – и ещё более редкая привычка – ходить в церковь и по четвергам.
Большинство в нашей церкви привыкли приходить на прославление вовремя.
А многие имеют привычку ещё и не болтать на прославлении, а славить-таки Бога.
Очень много христиан приобрели привычку читать каждый день Библию.
И, я надеюсь, что у очень многих есть привычка каждый день хотя бы несколько минут разговаривать с Богом, молиться.
И, вообще, хорошие привычки имеют хорошие люди. Древнегреческий философ Диоген Синопский 2400 лет тому назад говорил: «Привычка, достигаемая частым упражнением, облегчает нам добродетельное поведение».
О положительной стороне хороших привычек говорит очень многое:
Врачи утверждают, что люди, привыкшие питаться в одно и то же время, избегают многих проблем со здоровьем. Железы внутренней секреции начинают в определённое время подготовку к перевариванию пищи и она намного лучше усваивается.
Некоторые привыкли каждый день делать зарядку и это поддерживает их организм в хорошей физической форме. Мало того, благодаря привычке, все физические упражнения становится не только легки, но и желанны. И, самое главное, приступить к этой самой зарядке не только не представляет проблем, но наоборот, даже появляется неотвязное стремление сделать это.
Господь в своих законах ввёл для избранного народа некоторые установления, которые приучали их в определённое время поступать определённым образом – таким способом вырабатывая у них привычку периодически обращаться к Богу: субботы, новомесячия, празднование пасхи, куще, первого снопа, урожая, праздник труб, праздник очищения.
День отданный Богу, день посвящённый Богу, день благодарения Бога, день очищения перед Богом – отличные привычки, безусловно приносящие пользу человеку.
Но… как мы уже упоминали в самом начале наших размышлений, в соблюдении привычных действий есть подводные камни, которые могут «свести на нет» всю пользу хороших привычек.
Что же может быть плохого в хороших привычках?
Вскроем конверт №2, в котором лист чистой бумаги. О чём он нам говорит? Хорошая привычка абсолютно бесполезна, если за ней стоит пустота.
В молодости я занимался лёгкой атлетикой. Наш тренер, Евгений Николаевич, неустанно нам повторял:
«Ребята, когда вы прыгаете в высоту, вы должны прочувствовать внутри себя то ощущение полёта, которое поможет вам оторваться от земли, и вы должны каждую долю секунды думать о каждом элементе прыжка: вот – я делаю быстрый и пружинистый разбег; вот – я правильно ставлю с упором толчковую ногу и максимально мощно отталкиваюсь; вот – я делаю полноценный мах правой ногой; вот – я взлетаю над планкой и плавно разворачиваю согнутую левою ногу, чтобы максимально близко пройти над планкой; вот – я аккуратно и мягко опускаюсь на маты. Если вы прыгаете на автопилоте, не чувствуя полёта и не размышляя над своими действиями, вы никогда не преодолеете высоту и не научитесь прыгать технично, и не достигните высоких результатов».
Хорошо, когда я приобрёл привычку регулярно ходить на тренировки, регулярно занимаясь спортом.
Но если я на самой тренировке не «выкладываюсь», не обдумываю технические детали того, что делаю, а совершаю всё это механически, бездумно не стараясь делать упражнения как можно более правильно, я никогда не достигну высоких результатов.
Мы иногда сидим на проповеди, но совершенно не думаем о том, что нам говорят. И не то, чтобы мы думали о чём-то грешном, или о постороннем. В голове нашей вообще никаких мыслей и в сердце никаких эмоций – мы просто сидим, тупо глядя перед собой. Нас нет в церкви, мы отсутствуем! Нас вообще нигде нет!
Получим ли мы какую-нибудь пользу от проповеди? Измениться ли что-нибудь в нашем разуме и сердце? Преодолеем ли мы ещё одну ступеньку в приближении к Богу?
И представ когда-нибудь перед Богом и услышав обвинения в нерадивости, мы, возможно, возразим: "Господи! Не ходил ли я каждое воскресение в церковь?" Но Господь скажет нам: «Да! Ты каждое воскресение шёл в церковь, но никогда не приходил в неё! Я не видел тебя там, потому, что слушая, но, не слыша Слово с кафедры, ты не видел Меня! А потому и Я не видел тебя!»
…а следовательно,… если у меня есть привычка приходить на проповеди – это отлично! Но если я слушаю проповеди просто по привычке, не слыша их – то у меня беда!
Привычка: видимость прикрывает наше отсутствие
Вскроем конверт №3, пустой.
У меня есть несколько знакомых старых мастеров-столяров.
Знаете, что у них у всех общее?
У всех изуродованы руки циркуляркой.
И рассказывают они все приблизительно одну и ту же историю:
Когда долго работаешь на станке, с какого-то времени ты уже не думаешь, что и как нужно делать. А считаешь, что ты уже профессионал и начинаешь во время работы думать о чём угодно.
Вот тут-то циркулярка и показывает твоим рукам свои «зубки»!
Как только перестаёшь обдумывать свои действия – готовь бинты и вату!
Мы иногда стоим на прославлении, но мысли наши далеко-далеко… И не о чём нехорошем мы вроде не думаем. Ну, подумаешь, я вспоминаю вчерашний разговор с родственником, или прикидываю дела на будущую неделю… что в этом плохого?!
Или я тихонько переговариваюсь с соседом или с соседкой о новом фасоне платья, которое я вчера увидела в телепередаче… Ну и что? Я ведь никому не мешаю! Ну или почти никому… А кому это мешает – не слушай! Нечего подслушивать чужие разговоры! Отойди подальше! Вон сколько кресел свободных!
А я скажу вам, кому вы мешаете! Мне! Лично мне! И мне не столько за себя, сколько за Бога обидно! Ведь большинство на прославлении стоят для того, чтобы славить Его! А они вынуждены слушать ваши глупости! Пусть безобидные, но глупости!
И если моё прославление выглядит приблизительно так: «Слава Господу! Господи, как давит левый туфель! Надо же мне было померять только правый…. Аллилуйя, Господь!… Вот теперь стой и мучайся!… Да прославиться Бог наш!… И шнурки какие-то неудачные… Свят наш Господь!… Обязательно заскочу сегодня на рынок и куплю шёлковые и покороче…»
Это – прославление? Я вас спрашиваю – это прославление?! Это не прославление, а оскорбление Бога!!!
…а следовательно,… если у меня даже есть хорошая привычка приходить вовремя на прославление, но… я на прославлении занимаюсь чем угодно, только не прославлением – меня тут нет!
За привычкой скрывается прямо противоположное
И, наконец, конверт № 4. Самый опасный и самый серьёзный.
Есть такие растения, которые прикидываются безобидными цветами, а на самом деле являются опасными хищниками.
Все наверное слышали о росянке.
Внешне это вполне обычный цветок, но когда насекомое, желающее попить нектара, садится на него, лепестки смыкаются и… от бедной букашки остаётся только оболочка.
У немногих людей в церкви (я надеюсь, что у очень немногих) имеющих прекрасную привычку регулярно посещать церковь, есть ещё одна, я не побоюсь этого слова, ужасная проблема, которая, однако, почти невидимая снаружи.
Они приходят в церковь не для встречи с Богом (не для прославления, не для слушания Слова, не для молитвы), и не для доброго общения с братьями и сёстрами.
Они приходят в церковь, чтобы похвастаться обновкой, богатством, общественным положением, или напротив самоутвердиться в церковной иерархии, поскольку в мире у них это не получилось.
В любом качестве, любым путём, любыми методами…и здесь они рвутся правдами или неправдами занять ступеньку повыше, показать, что они тоже из себя что-то представляют.
А, не дай Бог, не получиться, уходят из церкви грохнув дверью! Что мы, не видели такого?!
Они приходят в церковь посплетничать о прихожанах, позлословить о служителях.
А если их ловят «на горячем» поднимают крик, что в церкви нет любви, что нет Духа Святого! Что мы, не слышали такого?!
В церкви ли мы, если в нас вместо кротости – гордыня, вместо слов истины – клевета, вместо почтения к старшим – ропот?! Ничего подобного! Нас в церкви и в помине нет! Хотя что-то такое, вроде меня по церкви и передвигается, но к церкви я не имею совершенно никакого отношения, если внутри меня нечистота, грех и бездуховность...
Что же получается – хорошая привычка, а вернее привычка к хорошему может принести мне неприятности? Да, может! Если мы не знаем, когда действовать в соответствии с привычкой, а когда – это категорически нельзя делать!
Привычка хороша «До…», и недопустима «Во время…»
Хорошая привычка – регулярно посещать в церковь. Но Боже нас упаси, поступать в церкви в соответствии с мирскими привычками!
Хорошая привычка – приходить на прославление. Но Боже нас упаси, прославлять Бога «по привычке», только открывая рот и не отдавая свой дух, свои чувства и свой разум Богу в прославлении.
Хорошая привычка, посещать проповеди. Но Боже нас упаси, бездумно впускать слова в одно ухо и выпускать из другого, не растворяя услышанное верою.
Хорошая привычка регулярно молиться и читать Библию. Но Боже нас упаси, делать это, не вкладывая в молитву и чтение своего сердца.
|